НПО "Инновационные процессы и системы"
 
Статьи

Контакты

620137, г. Екатеринбург,

ул. Блюхера, д. 63
(343) 213-69-79
nas@mail.ustu.ru


Подписка

Введите Ваш E-mail


Поиск на сайте


Полезные ссылки




ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ

Д.Б. Шульгин Уральский государственный технический университет-УПИ Заведующий кафедрой "Управление интеллектуальной собственностью" 

Вопросам трансфера технологий сейчас посвящаются многочисленные статьи, монографии, конференции, семинары, сайты.

Существует множество определений этого понятия, а также классификаций его форм в широком и узком понимании. В частности, многие авторы под трансфером технологий понимают любую форму передачи знаний из научной сферы в промышленность, включая НИОКР, консультирование, инжиниринг и т.д..

Однако, на настоящем этапе формирования инновационной системы в РФ с практической точки зрения большую, на наш взгляд,  ценность представляет более узкое понимание этого термина, а именно - передача в промышленность "сформировавшейся" и "упакованной" технологии. При таком подходе, основными формами трансфера технологий являются лицензирование и создание startup-компаний. Причем вторая форма является включает в себя первую плюс создание и управление новым бизнесом.  Дальнейшее обсуждение мы будем вести исходя из такого "узкого" понимания" трансфера технологий.

Государственная поддержка трансфера технологий в РФ.

По данным [1] к концу 2005 года Федеральным агентством по науке и инновациям в рамках реализации  ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 – 2006 годы - было создано более 60 отраслевых, региональных и международных ЦТТ, среди которых основная часть в системе высшей школы.Число офисов трансфера технологий университетов и исследовательских организаций  постоянно растет, в том числе при поддержке международных фондов и программ, таких как CRDF, EuropeAid и других. Формируются сети трансфера технологий, такие как RTTN, Сеть трансфера технологий высшей школы, Евразийская ассоциация менеджеров по трансферу технологий  и другие. За последние 5 лет принят ряд постановлений Правительства РФ, а также новых редакций законов РФ в сфере ИС, направленных на повышение эффективности коммерческого использования, технологий, полученных за счет средств государственного бюджета. Однако принятых Правительством РФ мер явно недостаточно для успешного развития трансфера технологий как важнейшей части национальной инновационной системы.Опыт зарубежных стран в развитии систем трансфера университетских технологий свидетельствует о необходимости реализации следующих приоритетов государственной политики в области трансфера технологий:

         Формирование и развитие условий для наиболее эффективного использования инновационных разработок, создаваемых за счет средств государственного бюджета,

         Формирование и развитие инфраструктуры трансфера технологий,         Мотивация и поддержка инновационного предпринимательства.

На совещании в С Петербурге 17-19 мая 2007 года «От науки к бизнесу» в одном из докладов была обнародована информация о подготовке 14 законопроектов в сфере трансфера технологий. В частности обсуждается вопрос о возможности более активного участия университетов в коммерциализации объектов ИС, через лицензирование и создание startup-компаний.Весьма перспективным, на наш взгляд, является использование опыта США (Закон Стивенсона -Уайдлера), Франции (Закон об инновациях и научных исследованиях) и других стран в сфере развития мотивационных систем участия университетов и их работников в создании малых инновационных предприятий. Такие мотивационные схемы не только разрешают, но и стимулируют и регламентируют участие сотрудников университетов в частном инновационном бизнесе. Это весьма актуально в условиях невысокого технологического запроса со стороны предприятий в РФ.

Следует также подчеркнуть необходимость наряду с поддержкой инновационного предпринимательства развивать систему контроля за эффективностью использования результатов ИД, полученных за счет средств государственного бюджета.  В последние годы в этом направлении сделаны заметные шаги с участием РОСПАТЕНТА. В частности весьма полезной оказалась контрольная проверка ряда университетов, проведенная  РОСПАТЕНТОМ в 2006 году.  Нередко менеджеры по трансферу технологий жалуются на слабый интерес промышленности к университетским разработкам. Причем в качестве компенсационной меры как правило предлагают стимулирующие меры со стороны государства. По видимому, такие меры имеют смысл (конечно в пределах, определяемых условиями регулируемой рыночной экономики).

Однако, на наш взгляд, проблема не только и не столько в отсутствии интереса к российским разработкам, сколько в недостаточной готовности российских разработок к коммерциализации.  Один из путей решения указанной проблемы - развитие малого инновационного предпринимательства с целью подготовки инновационных технологий к продаже не в виде технологической документации, а в виде готового бизнеса. Весьма эффективным способом государственной поддержки трансфера технологий в виде создания startup-компаний является финансирование ранних стадий создания инновационных предприятий. Важнейшую роль здесь играет программа "Старт", в рамках которой в 2006 году был поддержан 461 проект (для сравнения в 2005 году - 428 проектов). Причем большинство заявок было подано от сотрудников университетов. Об эффективности и значимости программы свидетельствует, в частности, личный опыт автора настоящего доклада, который является экспертом программы «Старт», а также участником одного из выигравших проектов.

Эффективность трансфера технологий: проблемы и решения.

Ключевой проблемой (одновременно внешней и внутренней) развития системы трансфера технологий является критерий эффективности деятельности офисов трансфера технологий (ОТТ).Казалось бы, очевидным ответом на этот вопрос является сумма заработанных университетом денег. На самом деле это не совсем так. Например, зарубежные университеты выделяют следующие цели деятельности ОТТ:

         Содействие коммерциализации результатов научных исследований.         Вознаграждение, сохранение и подбор профессорско-преподавательского состава.

         Создание более тесных связей с промышленностью.

         Создание дохода и содействие экономическому росту.

Для России такой подход также весьма актуален и, на наш взгляд, ошибочно "во главу угла" ставить коммерческую эффективность работы ОТТ. Одна из неявных, но наиболее серьезных угроз развития системы центров трансфера технологий - требование скорейшего выхода на самоокупаемость. Отсюда на сегодняшнем этапе развития экономики РФ в качестве критериев эффективности работы ОТТ было бы правильно рассматривать не прямые финансовые, а косвенные показатели, такие как, например:

         Число выигравших заявок в программу "Старт", поддержанных ОТТ.

         Число заявок на изобретения, поданных от имени университета.         Количество контактов с предприятиям - потенциальными лицензиатами.

         Количество семинаров по трансферу технологий для профессорско-преподавательского состава. Связано это, на наш взгляд, со следующими обстоятельствами: В сегодняшних условиях развивающейся в РФ инновационной системы выход ОТТ на самоокупаемость в течение 3-5 лет возможно только в виде исключения. Как правило, это связано с выдающейся личностью и возможностями руководителя офиса трансфера технологий, поддержкой первого лица университета или научной организации, а также региональных и федеральных органов власти.Другая опасность требования от ОТТ скорейшего выхода на самоокупаемость - отказ от казалось бы неперспективных разработок "своего" университета и "увлечение" коммерческими услугами сторонним организациям. Это могут быть консалтинговые услуги по трансферу технологий,  а также услуги в области патентования разработок. Они приносят реальные деньги, которыми можно в частности отчитаться по эффективность работы ОТТ, но не решают задач, ради которых  создавался  ОТТ. В зарубежных университетах, в частности в США, этот вопрос решен однозначно - ОТТ продвигает только технологии своего университета.  В России, к сожалению, это не так. В большинстве своем ОТТ занимаются  зарабатыванием  денег в ущерб главной миссии - развитию технологического сектора экономики региона и страны, через развитие связей науки с промышленностью. Причем это характерно даже для тех ОТТ университетов, которые были созданы при финансовой поддержке Министерства образования и науки, CRDF других программ. Решение проблемы заключается в следующем:  для эффективного развития инновационной системы в России, необходима долгосрочная финансовая поддержка деятельности ОТТ, обеспечивающая возможность заниматься технологиями собственного университета. Эта поддержка сейчас оказывается, но в недостаточном объеме и недостаточный период времени.  На сегодняшний день первоочередная задача ОТТ - формирование положительного опыта, примеров собственного успеха. Трансфер технологий в университетах развивается сейчас независимо от деятельности ОТТ и во многом -  стихийно. Это, действительно, потребность времени. Важно показать, что ОТТ может сделать этот процесс более эффективным!Во что вкладывать деньги, выделенные на создание и развитие ОТТ?

При решении этого вопроса в настоящее время  значительно недооценивается важнейший ресурс ОТТ - кадры. Ключевая фигура ОТТ - менеджер по трансферу технологий. Как  свидетельствует опыт деятельности офисов трансфера технологий (ОТТ) в США уровень специализации менеджеров в разных ОТТ варьируется от весьма узкой до достаточно широкой.  Как правило, на начальном этапе развития ОТТ менеджер выполняет широкий спектр функций, иногда включая функции клерка и рассыльного. Трансфер технологий – это бизнес, а его первые работники - во многом  предприниматели, поэтому они должны уметь и быть готовыми делать любую работу. По мере развития офисов специализация менеджеров по трансферу технологий становится более узкой. В ряде случаев каждый инновационный проект последовательно проходит двух менеджеров: менеджера по интеллектуальной собственности и менеджера по лицензиям. Менеджер по интеллектуальной собственности обеспечивает взаимодействие ОТТ с изобретателями, а также адвокатской фирмой, осуществляющей деятельность по патентованию изобретений. Менеджер по лицензированию отвечает за коммерциализацию защищенных патентами технологий. В его обязанности входят поиск потенциальных покупателей, подготовка лицензионных соглашений, проведение переговоров и заключение сделки (или помощь руководителю в выполнении этой функции). Менеджер по трансферу технологий – относительно новая профессия, которой пока специально не обучают в российских вузах. Следует также подчеркнуть, что такой специальности нет и в зарубежных университетах, а формирование профессии технологического менеджера в мире сейчас происходит в основном на базе деятельности профессиональных ассоциаций, которые способствуют распространению успешной практики в области коммерциализации технологий, формированию устойчивых связей между университетами, исследовательскими организациями  и промышленностью, а также организуют профессиональное обучение в области трансфера технологий. Такие ассоциации уже существуют в Европе (ASTP), Великобритании (AURIL), США (AUTM), странах Юго-Восточной Азии и Австралии. Основными формами деятельности ассоциаций менеджеров по трансферу технологий является проведение конференций, семинаров, тренингов, выпуск журналов, а также информационная и консультационная помощь специалистам по трансферу технологий.

Технологии трансфера.

Ключевыми факторами и условиями эффективного трансфера  являются, на наш взгляд, следующие технологии:

·         защита интеллектуальной собственности;

·         управление конфликтами интересов участников трансфера;

·         маркетинговые исследования;

·         разработка коммерческих предложений;

·         процесс продаж.  

Библиографический список 1.     Андреев Г.Г. Сеть трансфера технологий высшей школы, её цели и задачи. "Инновации" № 7(94), 20062.     Шульгин Д.Б. Трансфер университетских технологий / Д.Б. Шульгин. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. 123 с.3.     Д.В. Грибанов, Д.Б. Шульгин. Управление конфликтами интересов на различных стадиях создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности / Управление конфликтами интересов в сфере создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности: Материалы научной конференции. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005, 179 с.4.     Д.Б. Шульгин, Д.Д. Степанова, Р.В. Якшин. Основные факторы и условия возникновения конфликтов интересов на рынке объектов ИС / Управление конфликтами интересов в сфере создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности: Материалы научной конференции. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005, 179 с.    

 
 
РосФирм
Разработка сайта
Rambler's Top100